Я всегда с интересом рассматриваю фото друзей и знакомых, которые побывали в разных уголках планеты. Согласитесь, удивительно перенестись в страны, которые находятся за тысячу километров, укрываясь в горах или прячась за океаном. Вот только не все снимки вызывают восторг или доставляют эстетическое наслаждение, а некоторые забавные селфи не кажутся такими уж забавными…
Однажды знакомые ребята посетили город Припять, расположенный в чернобыльской зоне отчуждения. Лента Instagram сразу наполнилась знакомыми видами города-призрака: колесо обозрения парка развлечений, Дворец культуры «Энергетик» с разбитыми окнами и гостиница «Полесье» с поросшими на крыше деревьями. На одной из фотографий ребята улыбались и корчили друг другу гримасы – все это на крыше высотки, откуда открывается вид на пустынный город. Спустя годы эти снимки все еще «украшают» профиль социальной сети, демонстрируя неуважение к жертвам трагедии и всем тем, кто спасал людей после взрыва на энергоблоке.

После выхода сериала НВО «Чернобыль» туда потянулись вереницы туристов. Для многих путешественников такая поездка стала возможностью позировать для новых селфи или записать «прикольное» видео в TikTok на месте крупнейшей техногенной катастрофы, унесшей сотни человеческих жизней. Автор сценария сериала «Чернобыль» Крэйг Мэйзин, как будто испытывая вину за происходящее, обратился к туристам с просьбой проявлять уважение к жертвам трагедии 1986 года и не делать селфи на фоне руин города Припять.
Не знаю почему, но многие места человеческой трагедии давно стали Меккой для современных блогеров и любителей сделать «крутое» селфи. Сложно даже представить, насколько неприятно было наблюдать за туристами в концлагере «Аушвиц-Биркенау». Туда мы с друзьями поехали после посещения Кракова. После выхода с территории музейного комплекса остается чувство глубокого опустошения и подавленности. Я никогда до этого не видела ничего подобного и даже не могла представить, насколько масштабной может быть политика человеческой жестокости. Люди погибали от ядовитых газов, от голода и холода, в результате мучительных медицинских опытов… Печи крематориев Освенцима, куда сваливали горы человеческих тел, не затухали ни на сутки.
Вход в Освенцим обрамляет знаменитая надпись Arbeit macht frei, что означает «Работа дарит освобождение». Но, как известно, в лагере труд никому не подарил желанной свободы. Как думаете, сколько «умопомрачительных» снимков было сделано на фоне этой надписи? Их было так много, что музею концлагеря даже пришлось опубликовать обращение к посетителям, размещавшим в соцсетях фото своих попыток удержать баланс с вытянутыми руками на железнодорожных рельсах, ведущих в лагерь смерти, не делать так.
Тема памяти — одна из главных в творчестве украинского режиссера-документалиста Сергея Лозницы. Его черно-белый полуторачасовой фильм «Аустерлиц» — это наблюдение за посетителями бывших концлагерей. На его создание кинематографиста вдохновила одноименная книга Винфрида Зебальда. Главный герой книги английский архитектор Жак Аустерлиц, во взрослом возрасте узнает, что вырос в приемной семье, а его настоящие родители — немецкие евреи, погибшие в период Холокоста. Аустерлиц посвящает жизнь исследованию их трагической истории.
Съемки фильма проходили в бывших немецких концлагерях, превращенных в музеи и мемориалы. Но в центре внимания режиссера не сами лагеря смерти, а посетители. Статичная камера фиксирует толпы людей в открытых майках и коротких шортах. Они беззаботно фотографируются, едят бутерброды на траве, смеются, целуются, загорают и вообще ведут себя так, будто находятся в парке развлечений. В руках у них не цветы для возложения, а телефоны и палки для селфи. На лицах — ни боли, ни печали, а широкие лучезарные улыбки.
О том, где происходит съемка, зрителю изредка напоминают отрывки экскурсий на разных языках. Но даже рассказы гидов о зверствах, творившихся за этими стенами, не вызывают у туристов никаких эмоций. Они охотно фотографируются рядом со столбами, на которых пытали заключенных, в помещениях газовых камер и крематориях…
Фильм «Аустерлиц» позиционирует себя как документальный, но для меня это фильм ужасов, только беззвучный и лишенный человеческих эмоций. Гнев скапливается где-то в душе у зрителя, его сердце плачет от бессилия и стыда за тех, кто не понимает, и за тех, кто не хочет ничего понять и исправить.
Попытался пристыдить любителей веселых снимков и израильский сатирик Шахак Шапира, живущий в Берлине. Он уехал из Тель-Авива в 14 лет. В течение многих лет мужчина наблюдал, как мемориал жертвам Холокоста в Берлине служит фоном для фотографий туристов. При этом многие из них улыбаются, жонглируют, показывают акробатические трюки и даже скатываются по плитам памятника на велосипеде или скейтборде, а после публикуют снимки в соцсетях.
Шапира создал проект Yolocaust (от слов yolo – «живешь только раз» и coast – «Холокост»). Он совместил селфи туристов, сделанные у мемориала жертвам Холокоста, с документальными кадрами из концлагерей. Под кадрами появились и оригинальные подписи: «Прыгаю по мертвым евреям» (над грудой мертвых тел узников) или «Какое потрясающее место» (на фоне расстрельной ямы).
Как и Лозница, Шапира пытался добиться от туристов осознания, в каком месте они находятся, и напомнить, что оно значит для миллионов людей, чьи близкие стали жертвами войны. Ведь даже в мире, где абсолютно любой предмет или место может стать арт-объектом, должны сохраняться какие-то границы приличия и рамки уважения.
За неделю с момента старта сайт проекта набрал миллионы просмотров. Люди, чьи фото попали в проект и были опубликованы, принесли свои извинения за недостойное поведение. Проект завершен, а коллажи удалены с сайта. Но остались комментарии пользователей, которых данная тема не оставила равнодушными. А какой комментарий останется после нас?!