«Ответственный и старательный, честный и открытый». Ошмянский пожарный Артур Марцинкевич

Силовые ведомства

 

Мы разные, но мы вместе

Беларусь позиционирует себя как гостеприимная и дружелюбная страна, в которой мирно уживаются люди разных национальностей и вероисповеданий. Согласно последней переписи населения в нашей республике проживает более одного миллиона иностранцев. Наряду с русскими, украинцами и поляками, которых большинство, живут среди нас национальные меньшинства, к которым относятся и цыгане (рома) – некогда кочевой народ, твердо обосновавшийся в Беларуси и считающий ее своей родиной.

По данным Национального статистического комитета в нашей стране проживает 6848 цыган. Как сообщили в отделении по гражданству и миграции Ошмянского РОВД, в нашем районе живет сегодня 296 цыган, из которых шестеро являются иностранцами, 132 — дети.

Какие они, ошмянские рома, которых мы по сложившейся традиции называем цыгане? Разные, как и люди любой другой национальности! Талантливые и творческие, скажут многие. И будут правы, потому что на память сразу приходит ошмянский народный ансамбль «Джана рома», созданный на базе районного центра культуры. Уникальный цыганский коллектив, к сожалению, прекратил свое существование. Солистов в нем было трое – Станислав Касперович с женой Земфирой и брат Земфиры Степан Богданович. Пел одно время в ансамбле сын Земфиры и Станислава Василий, но уехал, выступал с сольными концертами на разных площадках в Европе, теперь вернулся в Беларусь. Недавно ушел из жизни Степан, и певческая семейная нить прервалась.

Кто-то среди качеств рома назовет нежелание трудиться. Однако знакомая нам по советским фильмам цыганская вольница да бесшабашное ничегонеделание остались в прошлом. Ошмянские цыгане, как, впрочем, и их соплеменники в других местах, живут по законам той страны, в которой осели. Укорененный стереотип понемногу развеивается. Раньше цыган с опаской брали на работу – считали, что все равно бросят, да и своруют еще что-нибудь в придачу. А сегодня многие из них трудятся честно и добросовестно, не прогуливают. Взять хотя бы дворника РУП ЖКХ Софью Васильеву, к которой в коллективе относятся с большим уважением. Ее трудолюбие и ответственность – пример для всех вне зависимости от национальности, возраста и статуса.

Без акцента на национальность

Готовя материал к профессиональному празднику спасателей, в Ошмянском РОЧС познакомилась с пожарным ПАСЧ-1 Артуром Марцинкевичем. Скромный воспитанный молодой человек вовсе не чувствует себя ущемленным по национальному признаку.

— Ответственный и старательный, честный и открытый, — так охарактеризовал работника пожарной аварийно-спасательной части заместитель начальника РОЧС Дмитрий Болзан, который ведает в организации кадровыми вопросами.

Артур Марцинкевич трудится в должности пожарного третий год. Перед этим учился в Ошмянском аграрно-экономическом колледже, работал бетонщиком на строительстве Белорусской АЭС, проходил срочную службу в Сморгонской пограничной группе. В армии твердо решил, что хочет помогать людям, попавшим в беду, поэтому и обратился в районный отдел по чрезвычайным ситуациям. Сомнений в том, что его могут не взять, потому что цыган, не было. Больше волновался, что физическая подготовка подкачает. В течение двух лет Артур постигал азы новой профессии на посту в Новосядах, а недавно перевелся в город. В карауле № 2 пожарного встретили тепло и сразу же приняли в свою дружную команду. Правда, с настороженностью восприняли тот факт, что Артур христианин-протестант. Здесь нужно отметить, что практически все местные цыгане – верующие. Религию исповедуют разную. Есть среди ошмянских цыган католики, православные и протестанты.

Теперь ошмянские спасатели-пожарные много знают о загадочной для них церкви Христиан Веры Евангельской и не удивляются тому, что Артур никогда не ругается и вовсе не пьет спиртного. Твердая вера помогает молодому человеку идти в жизни по правильному пути. Основы религии были заложены Артуру в семье. Отец Руслан Петрович много лет трудится на ОАО «Радиотехника» и является пастором местной церкви Христиан Веры Евангельской. В осознанном возрасте пришла в протестантизм и мать Земфира Александровна. Молодежным лидером в церкви является сам Артур. Когда-то во время работы летнего христианского лагеря он познакомился со своей будущей женой Анжелой. В прошлом году молодые люди поженились, и супруга переехала жить из Бобруйска в Ошмяны. По специальности она техник-технолог, после окончания колледжа работала на «Белшине», поэтому девушку сразу же взяли на работу в ОАО «Радиотехника». Теперь Анжела выполняет другие обязанности – она счастливая мама первенца Авраама. Приятные заботы о сыне совмещает с домашними хлопотами: уборкой, готовкой, стиркой… В цыганских семьях эти обязанности лежат на женских плечах. Строитель по специальности, Артур помогает отцу возводить дом.

Гостеприимные супруги любят принимать гостей. Большие шумные застолья для рома – это традиция. Не была исключением и свадьба Артура и Анжелы. Более ста человек со всех уголков Беларуси съехались, чтобы поздравить молодоженов. Надо признать, что большая семья у цыган – это норма, хотя все большее количество родителей предпочитают сегодня рожать не более двух-трех детей. Так сложилось и в семье Марцинкевичей, где двое детей — Артур и его сестра Ева, ученица СШ №3. У Анжелы также один брат – ученик 9 класса одной из школ Бобруйска.

В семьях рома всегда уважают старших и чтут свои традиции, которые тесно переплетаются с местными обычаями и устоями. Строго сохраняется у цыган и то, что позволяет им оставаться нацией, – это язык, на котором говорят все. И хотя нет в цыганских семьях ни книг, ни учебников на родном языке, но именно на нем говорят первые слова малыши.

Алина САНЮК.

Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *