Для начала стоит отметить, что современные белорусские байкеры совсем не похожи на свой заокеанский прототип: это не хулиганы-беспредельщики, которые не знают, чем заняться по жизни, а в своем большинстве — воспитанные, образованные люди, которые каждый день ходят на работу, а в свое в свободное время любят прокатиться с ветерком в хорошей компании, познакомиться с родным краем, а вечером собраться у костра с гитарой…
Ричарда Чеславовича Шурпицкого смело можно назвать таким современным байкером. В повседневной жизни он не один десяток лет работает водителем скорой помощи по Мурованой Ошмянке и Каменному Логу. За это время он заработал уважение среди коллег и односельчан. Однако в узком кругу ошмянских мотоциклистов он более известен как «Дед» – один из самых старейших байкеров района.
– Детство мое прошло в Вильнюсе, что значительно повлияло на развитие интереса к мотоциклам, – рассказывает Ричард Шурпицкий. – В молодости я и мои друзья занимались тем, что буквально рыскали по городу, собирая зачастую разные запчасти от совершенно разных мотоциклов – в этом смысле большой город дает больше возможностей для любителей двухколесных. Редко кто в нашей компании мог похвастаться оригинальным мотоциклом – в основном это были самоделки, на которых по Вильнюсу и рассекали. У меня же самым первым мотоциклом стал «Восход». Через некоторое время сменил его на «Яву», а затем еще некоторое время рассекал по городу на венгерской «Паннонии» с коляской.
Потом была армия, свадьба, переезд в Мурованую Ошмянку. На некоторое время Ричарду Чеславовичу пришлось позабыть про мотодвижение – молодая семья и домашние хлопоты забирали все свободное время. Однако любовь к мотоциклам не угасла, и по прошествии некоторого времени, когда жизнь уже вошла в привычную колею, а дети подросли, дабы как-то разнообразить повседневность, мужчина опять занялся сборкой, ремонтом и реставрацией двухколесных.
– Сразу в гараже проводил практически все свободное время. Один мотоцикл отремонтирую – за второй возьмусь. Через некоторое время одиночкой начал ездить по району, потом с одним мотоциклистом познакомился, вторым, третьим – круг знакомых ширился, начал складываться основной костяк районных мотолюбителей, стали ездить в более продолжительные поездки, – вспоминает Ричард Чеславович. – А однажды к нам в Ошмяны приехала девушка, Рената Ефимова, из Гудогая. Подошла познакомиться, спросила, можно ли с нами вместе ездить. Оказалось, что у нее имеется свой мотоцикл. Съездили с ответным визитом в Островец – еще несколько человек добавилось к мотодвижению. Потом еще и еще люди стали приходить.
Именно так начинало зарождаться движение, которое со временем объединило байкеров Ошмянского, Островецкого и Сморгонского районов. Сейчас в сообщество мотоциклистов NO LIMITS входит более полутысячи человек самых разных профессий и занятий, которые любят мотопутешествия и активный отдых, стремятся развивать байкерское движение, изучают историю родного края и посещают разные города.
– Сейчас в нашей группе очень много молодежи, – рассказывает Ричард Чеславович. – Как по мне, так пускай приходят, пускай общаются, учатся – знания за плечами не носить. Пусть лучше у нас будут под присмотром, чем страдают от безделья.
Следует отметить, что байкеры из мотосообщества NO LIMITS – это больше, чем просто мотоциклисты и любители «железных коней». Они с удовольствием принимают участие не только в собственных «покатушках», фестивалях и пикниках, но и активно поддерживают различные начинания других волонтеров и организаций. Только в этом году в Ошмянах они приняли участие в таких мероприятиях, как благотворительная акция в домах семейного типа, День города, День железнодорожника на Станции Ошмяны, профилактическая встреча с ГАИ «За безопасное мотодвижение». А за три года существования мотосообщества таких акций наберется не один десяток.
– Домашние первое время к моему увлечению относились с пониманием, теперь чаще говорят «Оно тебе надо?», – продолжает Ричард Чеславович. – А я просто не могу сидеть в четырех стенах, хочется куда-то ехать, знакомиться с новыми людьми, новыми местами, узнавать что-то новое и интересное – ведь наш мир такой большой, а жизнь такая короткая. Сейчас, пока на улице зима, в свободное время занимаюсь в гараже мотоциклами, их у меня пять. Хочу вот подготовить один мотоцикл к ретро-фестивалю «Кола часу». Еще есть УАЗик – его я переделываю под старину. А вот как за окном установится хорошая погода – меня дома будет не удержать.
Антон Мальшевский.
Фото из архива Ричарда Шурпицкого.