Мы немного знаем о шляхетских родах Ошмянщины. С течением времени и по разным историческим причинам многие из них исчезли, некоторые живут за пределами нашего региона. Тем более интересно узнать историю родов, представители которых оставили значительный след в истории Беларуси и нашего края.
Одно из таких имен — Порфирий Важинский. О нем сохранилось не так много сведений. Известно, что он руководил восстанием в Ошмянском повете в 1830-1831 годах. В письмах и мемуарах декабристов Бриггена, Лорера, Розена, Назимова, Кюхельбекера называются имена ссыльных поляков, которые вместе с ними были на поселении в Cибири, в том числе и Важинского.
Род Важинских ведет свои корни из Польши. Впервые они упоминаются еще в XII столетии. В семье Важинских было предание, что гербовую печать им дал сам Кракус, который якобы заложил город Краков и считается в Польше легендарной личностью. На гербе была буква «W», что значит «вуж», — отсюда якобы и произошла фамилия Важинских. Герб семьи Важинских Абданк упоминается в качестве польского дворянского герба в 1212 году. По легенде, войсковое знамя с эмблемой «W» было использовано в XII веке фамилией Скубов, от которых произошли Скарбеки и многие другие роды. Название герба в переводе с латинского означает слово «смелый».
В Ошмянском повете Важинские поселились в XVII веке, когда в 1678 году Героним Важинский приобрел усадьбу Оляны вместе с окрестностями у магната Казимира Сапеги. За ним числилось 604 десятины земли, а Оляны на долгие годы стали владением этого знаменитого рода.
Конюшенным в Ошмянском повете до 10 мая 1765 года служил Юзеф Скарбек-Важинский (дата неизвестна — 1793 год). В ноябре 1764 года он был послом сейма при короле Станиславе Августе, затем «ошмянский писарь гродский и ошмянский подкоморный». Входил в Тарговицкую конфедерацию, которая искала помощи в лице России. Антоний Важинский, ошмянский подкоморный, активно участвовал в восстании 1794 года.
Во время государственных дел Важинские не забывали про свою усадьбу — Оляны. Сюда заезжали по дороге в Вильно театральные актеры (любительский театр в Вильно организовал Бенедикт Важинский), политики, общественные деятели того времени, писатели, поэты, музыканты. В Олянах долгое время хранилась икона Борунской Божьей матери, которую взял Михаил Важинский в свой дом, когда царские власти решили передать Борунский базилианский костел православной церкви. Он заменил оригинал на копию. После передачи в 1926 году Борунского храма католикам икона была возвращена Важинскими в костел.
Порфирий, сын Михаила Важинского, родился в 1791 году. В молодые годы, как и многие поляки, принимал участие в войне 1812-1815 годов на стороне Наполеона. После войны был помещиком-шляхтичем, жил в Олянах. Принимал активное участие в восстании 1830-1831 годов.
В своей усадьбе в Олянах Важинский проводил тайные собрания, где обсуждались планы восставших, собиралось оружие, налаживались связи с Литвой. Ядро повстанцев составляла шляхта, учащиеся, офицеры-поляки, католическое и униатское духовенство.
В Ошмянском повете было избрано повстанческое правительство, которое он возглавил, главным военным начальником стал К. Пшездецкий. Была объявлена мобилизация. Под их командование собралось около 2500 инсургентов. Повстанцы были разбиты на роты и эскадроны, проходили ускоренное военное обучение.
4 апреля 1831 года в шесть часов утра повстанцы, в количестве девяти человек, под руководством П. Важинского, вооружились, вышли на улицу и в короткий срок смогли присоединить к своей группе до 80 человек. По просьбе восставших начали звонить колокола в костелах. Солдаты Великолукского полка в количестве 38 человек пытались на улице Гольшанской начать бой, но восставшими были взяты в плен несколько офицеров, от которых потребовали отдать приказ сложить оружие. Всего было разоружено 130 человек. В руки восставших попали склад казенного сукна, кож, пороха, медицинские препараты и принадлежности.
После захвата Ошмян начальником вооруженных сил стал П.Важинский, но не все были им довольны. И эту должность занял К.Пшездецкий, который 10 апреля во главе вооруженного отряда прибыл в Ошмяны из Сморгони. В этот же день был подготовлен и подписан акт восстания, население приведено к присяге, избрано повстанческое правительство, объявлен рекрутский набор в повстанческое войско: от каждых 20 душ мужского пола — один всадник и два пехотинца. П.Важинский стал председателем общественного комитета Ошмянского повета, пообещав крестьянам личную свободу.
Между тем в Вильно в качестве подкрепления с Кавказа пришел казачий полк. Виленский генерал-губернатор Храповицкий 14 апреля отправил к Ошмянам вооруженный отряд полковника Верзилина, который состоял из 300 казаков, 5 000 человек пехоты. 16 апреля войска вошли в город.
Ошмяны остались в истории символом жестокой расправы царских войск с повстанцами. Среди восставших погибло 150 человек и 40 русских солдат. Часть жителей Ошмян привязали к пушкам и повели в Вильно, иным обрили головы. На расправу в Ошмянах Николай I отреагировал следующим образом: «Дела литовские исправляются, урок Ошмян был действенен».
После подавления восстания Порфирий пытался скрыться в своем поместье, но был выдан крестьянами ближайшего поселения Черкесы и заключен в Виленскую тюрьму. Имение Оляны власти не тронули, потому что М.Важинский предусмотрительно завещал усадьбу напрямую внукам Леону и Владиславу. А фольварк Динапол был конфискован и поделен между крестьянами.
Порфирий, лишенный дворянского достоинства, был осужден к 20 годам каторги, но определен в ссылку в Кургане по причине болезни. По воспоминаниям ссыльных декабристов, он жил в городе уединенно, выходил из дома очень редко и только к своим товарищам.
В Сибири получило резонанс так называемое «Омское дело» — подготовка к вооруженному выступлению участников польского восстания, служивших рядовыми в отдельном Сибирском корпусе. Поначалу дело приняло самый серьезный оборот. 16.10. 1834 года жандармский полковник Маслов написал на имя генерал-губернатора записку, в которой содержались серьезные обвинения в адрес Важинского. Он ссылается на показания ссыльного К.Закржевского: «Живший начально с ним Закржевский рассказывал, что Важинский во время бывшей французской кампании был при Наполеоне исполнителем строгих и тяжких для человечества приказаний, имеет со своими соотечественниками здесь, в Сибири, переписку и, получая, истребляет в тот же раз; ожидая милости монарха, с 30 августа проговаривал, что если не будет, то надо принять меры, но какие и в чем должны заключаться, не сказывал». И только показания курганского городничего подполковника Ф. И. Бурдзенкевича спасли его от наказания.
Всего в Кургане с 1832 по 1857 годы находились 16 польских политических ссыльных дворянского происхождения. П.Важинский посещал гостеприимный дом декабриста Нарышкина, дружески общался с Розеном, Назимовым, участвовал в проводах декабристов на Кавказ. В дневнике сосланного в Курган декабриста Вильгельма Кюхельбекера за 1845 год есть лаконичная запись: «22 сентября. Процеживал у меня Важинский наливку и, между прочим, рассказывал свою историю: это целый роман…».
Только в 1856 году участникам восстания была объявлена амнистия. Важинский покинул Курган в 1857 году последним из ссыльных.
Именно в ссылке он решает построить часовню на старом олянском кладбище, если вытерпит все и вернется домой. После возвращения на родину он с большим энтузиазмом в короткие сроки построил часовню из красного кирпича и камня, которая сохранилась до наших дней. В своем завещании П. Важинский просил похоронить его около нее. Прожив 69 лет, он умер в 1860 году. К сожалению, его могила и памятник не сохранились. Но около часовни похоронены его сын Леон и Константин (сын Владислава) Важинские, памятник которым выдержал испытание временем.
Казимир Важинский, правнук Порфирия, участник советско-польской войны 1919-1921 гг. окончил курсы подхорунжих артиллерии. В 1940 году находился в германском плену. Капитан Важинский награжден Серебряным Крестом Ордена Виртути Милитари и Крестом Борцов. Умер в 1994 году в возрасте 94 года.
Память о тех, кто жил до нас, о наших предках определяет связь времен, превращает историю из сухих страниц учебника в живую историю, которая вершилась здесь на нашей земле. Это дает возможность ощутить себя частью общей истории, общей земли, на которой жили наши предки, живем мы, и будут жить наши потомки.
Екатерина Марковская, учащаяся 11 класса, член совета школьного музея средней школы №2 г.Ошмяны.