На минувшей неделе Ошмянская школа-интернат стала республиканской площадкой для обсуждения вопросов охраны детства и оказания детям-сиротам помощи в социальной адаптации. Эти и многие другие актуальные проблемы обсуждали участники семинара «Современные подходы к содержанию и формам работы по интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Познакомиться с опытом работы ошмянских коллег, а также поделиться своими наработками приехали специалисты по охране детства управлений и отделов образования, спорта и туризма, руководители интернатных учреждений, представители Министерства образования Республики Беларусь, Академии последипломного образования, Республиканского института профессионального образования.
Участников семинара приветствовали заместитель председателя райисполкома Наталья Станкевич, познакомившая присутствующих с районом и системой образования Ошмянщины, а также начальник отдела образования, спорта и туризма Светлана Барковская.
Специалистов из разных регионов республики в равной мере волнует, как завоевать доверие ребенка, ставшего сиротой или оставшегося без попечения родителей, как помочь ему сделать правильный профессиональный выбор, найти свою нишу в жизни. Ведь покинув порог школы-интерната, дома семейного типа, детского дома, ребенок остается без сопровождения взрослых, а это значит, что ему предстоит самостоятельно решать жилищно-бытовые вопросы, научиться преодолевать сложности, взаимодействовать в социуме. Интеграция в общество этой категории детей особенно важна в силу своей типичности — в республике более 20 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основная причина различных отклонений в поведении таких детей, считает председатель международного общественного объединения «ВАЛЮНТАС» Галина Шварц, в том, что все они в раннем детстве пережили серьезную травму — разлучение с семьей. Многие не успели усвоить элементарных навыков поведения, не получили любви и ласки, не ощутили заботы. В этом кроется и нежелание идти на контакт, и агрессивность, и самовольное оставление интернатного учреждения, и разного рода правонарушения, девиантное поведение и, случается, даже суицидальные наклонности.
Справляться с вопросами воспитания, образования, оздоровления, социальной адаптации этой категории детей призваны учреждения образования.
Своим опытом работы на тему «Социально-ориентированная личность — шаг во взрослую жизнь» поделилась Ошмянская школа-интернат. Заместитель директора Зоя Орловская познакомила участников семинара с проектной деятельностью воспитанников, выставками детского творчества, итогами реализации проекта «Сопричастность» по взаимодействию школы-интерната с учреждениями профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, производственной, социокультурной сферы. Участники семинара посетили школьный музей, а также школьный магазин «Цудоўны куфар», атлетический клуб «Атлант». Вниманию присутствующих были представлены мастер-классы по сборке мебели, использованию компьютерной техники в операциях по обработке древесины в рамках проекта «Школа-фабрика».
Присутствующие познакомились с условиями проживания воспитанников школы-интерната. А завершил встречу с ребятами творческий отчет школы с выступлением образцового хора «Пралескі» и дефиле «Радужное настроение».
Директор школы-интерната Владимир Бизюк поделился опытом внедрения модели воспитания «Гражданин. Труженик. Семьянин».
О постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассказала заведующая отделением социальной адаптации и реабилитации территориального центра социального обслуживания населения Ольга Хилинская. Совершеннолетние лица сиротской категории — на начало года в районе их было 36 человек — не остаются наедине со своими проблемами.
Специалисты центра во взаимодействии с отделом образования, спорта и туризма, отделом внутренних дел, колледжами, комиссией по делам несовершеннолетних стараются помочь им адаптироваться во взрослой жизни. Для этого на базе центра функционирует клуб «Вера. Надежда. Любовь», деятельность которого направлена на формирование у посетителей здорового образа жизни, навыков общения и этики взаимоотношений, на повышение уровня правовых знаний, оказание содействия в преодолении трудных жизненных ситуаций, активизацию собственных усилий сирот, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем. В рамках клуба организуются заседания, встречи, проводятся беседы, тренинги, лекции, консультации.
Участники республиканского семинара побывали в Гольшанах, где средняя школа предоставила театрализованную экскурсию «Краеведческими тропами Ошмянского края», а гости смогли осмотреть интересные для туристов объекты.
Людмила КОЗЕЛ.
На снимках: Зоя Орловская. Ольга Хилинская, участники семинара.
Фото Светланы МУЦЯНСКОЙ.