Как подготовить первокласскника к школе?

Общество

Для родителей первоклашек сейчас напряженная пора: хлопотно это — собрать чадо в школу. И помимо вопросов организационных: где, что и сколько приобретений следует сделать, чтобы вчерашний малыш чувствовал себя во всех смыслах комфортно, садясь впервые за школьную парту, родителей также гложут вопросы из области нематериальной: каковы условия образовательного процесса? Ответы на основные вопросы корреспондент БЕЛТА получила в Министерстве образования Беларуси.

Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

С 2 июня по 28 августа родители детей, которым на 1 сентября учебного года исполняется 6 и более лет, а также детей, которым исполнится 6 лет в течение сентября, если таково желание одного из родителей, подают заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования, медицинскую справку о состоянии здоровья будущего первоклассника, свидетельство о рождении ребенка. Никаких испытательных мероприятий при приеме детей в учреждения общего среднего образования не проводится. Присутствие ребенка при подаче документов не нужно.

Первые классы — это классы школы или группы дошкольного учреждения?

Первые классы в белорусских школах — классы учреждения общего среднего образования. Они могут размещаться на базе школы и на базе дошкольных учреждений. Если первые классы размещаются в школе, то для них создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д. Если первые классы размещаются на базе дошкольных учреждений, то образовательный процесс в первую половину дня осуществляет учитель школы, остальное время с учащимися работают педагогические работники дошкольного учреждения. Первоклассники в этом случае входят в состав детского коллектива дошкольного учреждения. Их режим дня является составной частью общего режима дня дошкольного учреждения. Во время каникул ученики первых классов могут посещать детский сад на общих основаниях.

Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

Первоклассники в течение сентября занимаются по программе «Введение в школьную жизнь», когда учитель проводит с детьми экскурсии, прогулки, занятия физкультурой, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе и т.д. А с октября начинаются все учебные занятия по предметам учебного плана в течение пяти дней в неделю.

Образовательный процесс в первом классе щадящий: уроки проводятся только в первую смену; каждый ребенок имеет удобное рабочее место за партой или столом, подходящим ему по росту; в классах должно быть не более 20 человек; в середине третьей, самой продолжительной, четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели; учебные занятия длятся 35 минут, в течение которых проводят две физкультминутки по 1,5-2 минуты каждая; перемены между уроками не менее 10 минут, после второго или третьего урока — обязательная получасовая прогулка на свежем воздухе. Домашние задания первокалассникам не задаются, учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе.

Как оцениваются результаты обучения первоклассников?

Успехи маленьких учеников не оценивают баллами и, более того, не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Так что звездочки, солнышки, цветочки и т.п. тоже исключены. Возможна лишь словесная оценка, причем при неверном ответе ученика нельзя говорить «не старался», «не думал», «неверно». Учителю в школе, а родителям дома следует обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель класса, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

Как родители могут помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Прежде всего, важно, чтобы маленький ученик пошел в школу физически развитым, здоровым. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Примерно 50-60% детей привыкают к изменениям в своей жизни в течение двух-трех месяцев. Они привыкают к коллективу, приобретают друзей. Такие дети находятся, как правило, в хорошем настроении, у них есть желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Около 30% детей требуется больше времени для привыкания к школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время для первоклассников внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель и родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в детских садах. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности с другими детьми.

Самый важный способ развития — чтение ребенку книг. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Нужно читать детям сказки не менее получаса в день. Поощрять все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Однако пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами.

Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Педагоги и психологи считают, что готовить малышей к школе обязательно надо, только без принуждения и наказаний, в игровой форме. Ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе, это облегчит его будущую учебу. Но принуждать ребенка не следует, обучение чтению, письму, счету — это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители.

Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да, но речь идет не о школьной форме, как таковой, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Обязательное требование: сменная обувь в школе. Для занятий физкультурой малышу потребуется спортивный костюм и кеды. Кроме того, после учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, ему следует переодеться, о чем родители должны позаботиться заранее.

Какие школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдают в школе. Учебно-методический комплекс для первого класса включает учебное пособие «Солнышко-Сонейка», учебник «Букварь», тетради на печатной основе — «Пропись 1», «Пропись 2», «Письмо», учебник «Математика» в двух частях, учебник «Человек и мир».

Примерный список необходимых принадлежностей для первоклассника:

школьный ранец, портфель или рюкзак; набор цветных ручек; фломастеры и карандаши; ластик; точилка; обложки для тетрадей и книг; пенал; линейка; краски (акварельные или гуашь); альбом для рисования; набор кисточек.

В торговой сети Беларуси представлен широкий ассортимент необходимых для первоклассников товаров. Уже больше месяца работают школьные ярмарки, где родители могут подобрать все для «упаковки» ребенка. Многие универмаги и вовсе освобождают родителей от забот по формированию портфеля ребенка, предлагая готовые наборы канцелярских товаров вместе с ранцами. Обходятся такие в Br105-170. Цена портфеля для первоклассника колеблется от Br60 до Br100. На остальные принадлежности потребуется около Br30.

Ассортимент одежды делового стиля, который в торговой сети обеспечен в основном отечественными производителями, удовлетворит даже самые изысканные вкусы. Нарядные блузы для девочек стоят в пределах Br40, сарафаны и платья — около Br60, костюмы брючные и с юбкой — от Br60 до Br80. Рубашки и брюки для мальчиков обойдутся примерно в Br20, костюмы — Br40-60.

Траты на обувь: туфли как для девочек, так и для мальчиков стоят минимум Br40, нужно прибавить еще и траты на вторую пару, ведь в классе ребенку понадобится удобная сменная обувь. Спортивная форма для ребенка обойдется в Br30-40, плюс кеды — от Br20.

По информации главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, покупательский спрос жителей Минска в деловой одежде для учащихся на 90% обеспечивается за счет продукции отечественного производства. По состоянию на 1 августа одеждой делового стиля уже обеспечено более 45% школьников. За июнь-июль реализовано более 82 тыс. единиц швейных изделий для мальчиков и девочек. В общем объеме реализации доля продаж одежды для девочек составляет 57%, для мальчиков — 43%. Спросом в ассортименте одежды для девочек пользуются блузы (46%), комплекты, сарафаны, пиджаки, жилеты (33%), юбки, брюки (21%) производства ЗАО «Калинка», ОАО «Славянка», ЗАО «Вяснянка». У мальчиков особой популярностью пользуются сорочки (49%), брюки (29%), пиджаки, жилеты (12%), костюмы, изготовленные ОАО «Славянка», ОАО «Коминтерн», ОАО «Жлобинская швейная фабрика», ОАО «Элиз», ОАО «Надэкс». Школьной обуви за июнь-июль реализовано 21,1 тыс. пар. Основные продажи обуви ожидаются в последней декаде августа.
Schastlivyj-pervoklassnik



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *