Ко Дню железнодорожника. Дорожный мастер станции Ошмяны о любви к профессии и семье

Общество

Водить поезда Тадеуш Ратино мечтал с детства. Еще мальчишкой он ездил в Солы, где можно было часами любоваться большими, мощными паровозами, длинными составами, которые останавливались и приходили в движение по воле машиниста и снова скрывались за поворотом, маня в дальние дали.

IMG_4804

И чтобы хоть как-то приблизить осуществление мечты, Тадеуш усердно учился в школе, помогал родителям, летом подрабатывал в колхозе. А еще писал стихи, играл на гитаре, был душой местных вечеринок. И все успевал, потому что ко всему подходил ответственно. Уже в третьем — четвертом классе ему, по сути еще совсем ребенку, бригадир доверял коня. Вместе с другими ребятишками разравнивали зеленую массу на прицепе, пололи, сушили сено — словом, мало в чем уступали взрослым.

— Иногда в месяц выходило по 60 рублей, — вспоминает Тадуеш Владимирович. — Для детей это были большие деньги.

IMG_4787

На «отлично» окончив школу, юноша без раздумий — все уже давно было решено — отправился в Вильнюсский техникум железнодорожного транспорта. Какое же разочарование ожидало его там!? Оказалось, что в тот год группу машинистов поездов не набирали. Пришлось подавать документы на отделение ремонта и эксплуатации железнодорожного хозяйства. Впрочем, со временем Тадеуш осознал, что выбранная специальность ему нравится. И в эти дни, в тридцатый раз отмечая профессиональный праздник железнодорожника, он признается, что любимую работу на другую не променял бы.

Правда, тогда выпускнику техникума «вкусить хлеба» железнодорожника не удалось — из литовского Ионово, куда парня направили по распределению, его призвали в армию.

IMG_4796

После армии вернулся в родную деревню Заозерцы, с отличием окончил автошколу — уж очень хотелось управлять техникой — и решил устроиться водителем на железную дорогу. Вот только увидев документы дипломированного путейца, тогдашний мастер Сморгонского околодка уговорил Тадеуша поработать по специальности. И вот уже четвертый десяток он остается верен своему выбору. Пройдя цепочку от рядового монтера пути до бригадира, а затем и дорожного мастера, он всем сердцем прикипел к профессии, к людям, к делу, в котором превыше всего внимательность, высочайшая ответственность и точность.

 — У нас нет понятия «сантиметров». Допуск в содержании пути измеряется миллиметрами, — делится спецификой работы дорожный мастер Тадеуш Владимирович Ратино, который возглавляет две бригады седьмого околодка — одного из отделов Молодечненской дистанции пути.

Обслуживают они два участка — от Сол до Скрестин (13 километров) и от станции Ошмяны до сравнительно молодой станции Бобровники (28 километров), которая принимает необходимые для строительства АЭС материалы.

— Конечно, за эти годы многое изменилось на железной дороге, — рассказывает Тадеуш Владимирович. — На смену деревянным путям пришли бетонные, появились стрелочные переводы,  в помощь монтерам — большой выбор средств механизации: электро- и мотоключи, обдувки и многое другое. Правда, возрастают и требования, а вместе с ними, пожалуй, все больше чувствуется ответственность.

— Если поезд по какой-то причине стоит дольше положенного времени, мы с женой настораживаемся — живем рядом с железной дорогой.  Хотя многие удивляются: неужели нас не беспокоит постоянный шум. Поверьте: это предрассудки, железнодорожное полотно модернизировано, и «мерный стук колес» остался в прошлом», — с улыбкой добавляет дорожный мастер.

IMG_4812

И хотя Тадеуш Владимирович с Ларисой Васильевной (начальник станции Ошмяны) называют себя «смежниками», муж и жена с полуслова понимают друг друга — все-таки одна специфика работы, похожие заботы и в конечном итоге одна цель — обеспечить комфортные, безопасные и своевременные перевозки.

За добросовестный труд дорожный мастер не раз поощрялся руководством. В семейном архиве — Почетные грамоты райисполкома и Белорусской железной дороги, а также одна из самых значимых в этой сфере наград — «Выдатнік Беларускай чыгункі».

В этом году к профессиональному празднику железнодорожника, который Тадеуш Владимирович отмечает вместе с женой, сестрой Марией (работает в Вильнюсском депо), племянницей Ириной (трудится в проектном бюро железной дороги в Вильнюсе), дочерьми Натальей и Татьяной, приурочили свадьбу дочери Татьяны.

— Смотришь, может, когда-нибудь внуки продолжат нашу трудовую династию, — шутит счастливый отец и дедушка, у которого уже подрастают две внучки — дочери Натальи. — Будет с кем и на рыбалку, и за грибами!

Людмила КОЗЕЛ.

На снимке: дорожный мастер Тадеуш Ратино с агентом коммерческим по транспортному обслуживанию Натальей Шалдаевой.

Фото Александра НАУМЧИКА.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *