Педагогов часто называют воспитателями человеческих душ. Чтобы из маленького несмышленыша вырос Человек, необходимо приложить немало труда и усилий. А сколько же любви, терпения и усердия нужно для того, чтобы воспитывать души «особенных» детей – детей с особенностями развития!
Ребенок с особенностями развития — прежде всего Ребенок. И так же, как все остальные дети, а, может быть, даже и больше, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Как много зависит от того, кто будет рядом с таким ребенком. Ведь из великодушия, терпения и доброты учителя, педагога вытекает, сможет ли маленький человечек сделать уверенные шаги на пути обучения.
Педагоги, дефектологи и воспитатели районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации живут бок о бок с детскими проблемами.
— В нашем центре не бывает случайных людей, — замечает директор Л. Козловская, — многие уходят, проработав несколько месяцев, потому что нам приходится работать с очень уязвимыми и иногда беспомощными, «особенными» детьми. Нашими главными советчиками являются не жалость, а доброта и терпение.
На сегодняшний день в центре получают коррекционно-педагогическую помощь 52 ребенка с особенностями психофизического развития. 27 из них малыши от года до 3 лет. Ведь, чем раньше родители замечают особенности развития ребенка и обращаются к специалистам, тем быстрее проходит реабилитация. Стационарно в центре обучаются 9 детей. Организован подвоз детей. Тем, кто в силу своих особенностей не может посещать учреждение, предлагаются индивидуальные занятия или патронаж на дому. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться результата, считают педагоги. У каждого ребенка есть надежда, только нужно работать, работать и еще раз работать. Для каждого воспитанника составляется индивидуальная программа развития, согласно которой строится сотрудничество педагогов и родителей.
В нашем центре создана хорошая материально-техническая база для воспитания, обучения и развития детей. Здесь есть детские электромобили, специальные дидактические пособия, оборудование и приспособления, которые помогают реализовать задачи по социальной адаптации детей с особенностями развития. Педагоги центра всегда с благодарностью вспоминают спонсоров, всех тех, кто помогает «особенным» детям развиваться и делать первые успехи. Кстати, и сами преподаватели много работают над созданием специальных пособий и приспособлений для развития мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, навыков ходьбы.
Успехи этих детей не измеряются привычной системой оценок, ведь для них сделанный самостоятельно шаг или написанное предложение – это победа. Цель педагогов центра – помочь ребятам адаптироваться в этом мире и получить умения и навыки, связанные с творческой и трудовой деятельностью. Специальные занятия чередуются с общими, обычными для любого детского сада или школы занятиями рисованием, лепкой, музыкой и ритмикой, развитием речи. Но работу воспитателей и педагогов отличает особая гибкость, умение предложить детям задание, посильное и интересное, включить каждого в общую деятельность.
Нет готовых рецептов, как заниматься с тем или иным ребенком. Как признались педагоги центра, они живут жизнью своих подшефных. Даже когда трудовой день закончен, по пути с работы или среди домашних дел, они раздумывают над тем, как сделать жизнь «особенных» детей насыщенной и интересной. А самая большая награда для педагогов – это улыбка их детей, для которых они в полной мере становятся вторыми мамами.
Лариса КОХАНОВСКАЯ.
На снимке: во время занятий в центре.
Фото автора.