Моим гидом стала начальник производственно-технического отдела ОАО «Торфобрикетный завод «Ошмянский» Татьяна Станкевич. Татьяна Ивановна работает на предприятии около двадцати лет и помнит то время, когда по узкоколейке, связывающей сырьевую зону – месторождение «Микулишки» – с цехами в деревне Кольчуны, возили на торфоразработку рабочих. Теперь рабочих возит автобус предприятия, а грузовой состав из восьми вагонов по-прежнему отправляется по узкоколейной дороге на торфяные поля. Расстояние в 15 с лишним километров он преодолевает за полтора часа. Есть еще четыре километра временных путей, их прокладывают, чтобы тепловоз мог подъехать под загрузку к штабелю. За день два тепловоза доставляют в цеха предприятия 16 вагонов торфа. Представляете, сколько автотранспорта понадобилось бы, чтобы перевезти торф с месторождения, – содержимое одного вагона вмещается в 4 большегрузных автомобиля.
А поскольку на торфяном месторождении «Микулишки» запасов торфа, по подсчетам специалистов, хватит не менее чем на сорок лет, узкоколейка без работы не останется. В 2016 году запланирована реконструкция четырех километров ее основного пути, сообщил директор предприятия Сергей Дерюжков.
Причина же того, что московские исследователи не могут побывать на узкоколейной дороге в Ошмянском районе, довольно проста. Месторождение «Микулишки» и большая часть железнодорожного пути находятся в приграничной зоне. Попасть туда можно только по пропускам.