Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и способен использовать знания для решения различных вопросов в разных сферах жизнедеятельности.
Безусловно, ребенок должен обладать не только способностью строить социальные отношения, но и готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. К числу основных составляющих функциональной грамотности относится коммуникативная грамотность, главными навыками которой являются эмоциональный и социальный интеллект, критическое мышление, креативность, кооперация, устойчивость личности.
Для развития данных компетенций в гимназии № 1 г. Ошмяны открыты и функционируют шесть факультативов, из них четыре часа факультативных занятий «Когда учиться легко. В мире финансов» способствуют повышению финансовой грамотности учащихся 3-х – 4-ых классов, а факультативный курс «Шчаслівы беларусам звацца», организованный в VI «А» и VII «Б» классах, ориентирован на формирование функциональной грамотности гимназистов в области морали и социально-гражданской сфере в процессе проектной деятельности при изучении учебных предметов гуманитарного цикла.
Так как формы функциональной грамотности различны, то педагогическому коллективу нашего учреждения была дана возможность в рамках подготовки к педагогическому совету продемонстрировать на своих уроках разнообразные методы и технологии, способствующие формированию данной грамотности обучающихся. А позже, на педагогическом совете, целью которого было повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования у учащихся функциональной грамотности средствами учебных предметов, были подведены итоги работы учреждения.
Следует отметить, что и уроки, и педагогический совет, который прошел в виде ток-шоу, продемонстрировали высокий уровень профессионализма педагогического коллектива гимназии. Модератором педсовета была заместитель директора по учебной работе Елена Матвейчик. Современная форма работы, включающая в себя групповое взаимодействие и координирующие действия экспертов, позволила максимально эффективно организовать деятельность коллектива.
Решением педсовета, озвученного директором гимназии Ольгой Саванец, является создание банка заданий в виде буклетов либо брошюр, отвечающих формированию функциональной грамотности обучающихся.
Согласитесь, формирование у учащихся функциональной грамотности – задача каждого современного педагога. Решение данной задачи требует от учителя креативности и творческого мышления, использования эффективных форм и методов обучения.
Марина СВИРБУТОВИЧ, руководитель учебно-методического объединения учителей-предметников гимназии № 1 г. Ошмяны.