Прошлое всегда останется с нами, хотим мы этого или нет. Огненной, ослепительно яркой вспышкой прочертила мировую историю Октябрьская революция, совершившаяся в нашем Отечестве более века назад.
Революционные преобразования, ставшие возможными благодаря тому, что произошло в октябре 1917-го, составляют честь и славу нашего Отечества. Они напоминают нам о величии человеческого духа и о том, сколь безграничны возможности общества, когда оно проникнуто могучей и справедливой идеей, дающей ему силы созидать и отстаивать свои принципы в противостоянии любым невзгодам и любым противникам.
Можно по-разному относиться к тому, что произошло в России более 100 лет назад. И все же у большинства из нас, живущих ныне в независимом государстве, и теперь глубоко в душах осталась память о тех величественных, освеченных подлинным героизмом годах. Октябрь – закономерная веха исторического развития человечества, предопределившая долгий, мучительный поиск путей, ведущих к подлинному прогрессу. могла вывезти орудия, которые доставались немцам.
Армия отказалась от царя, и это решило вопрос о власти, и в Феврале, и Октябре: армия перешла на сторону народа. Она и была самим народом, получившим в руки оружие. И власти, затеяв империалистическую войну и вооружив для этого народ, сами подвели под себя мину замедленного действия. В 1917 году армия воевать уже не хотела и не могла. Про неё, как пишет Ленин, «небольшевик офицер Дубасов официально от имени фронта заявил, что «она воевать не будет», эта армия станет … голодать и мёрзнуть до «назначенного» числа» (Там же. – С. 339). А нынешняя либеральная интеллигенция проклинает за это свой народ, обзывая его разнузданной толпой, чуть ли не быдлом. И ужасно переживают за царя. Царя им жалко. А людей, которых по приказанию царя расстреливали на Дворцовой площади 9-го января 1905 года, 150 душ загублено за что? – им не жалко. За то, что хотели попросить хлеба у царя. Так, кого жалеть надо? (См.: С.Н. Мареев. Октябрьская революция: роль народных масс и личности в истории. – «Политическое просвещение», 2017. – №6 (101). – С. 30).
«Нет большего хамства, чем презрение к народу. Народ и толпа – не одно и то же. Народы создают великое сплочение революции, тогда как толпа, руководимая демагогами, его разлагает и губит. Движение, подобное фашизму, превращает народ в толпу; движения, подобные Октябрьской революции, поднимают толпу до уровня народа» (Лифшиц М. Нравственное значение Октябрьской революции // От Великого Октября к советскому социализму. Взгляд 100 лет спустя. – М.: Мир философии, 2017. – С. 146).
Либералы пытаются изобразить народ в Революции как разнузданную толпу, которая мародёрствовала и заплёвывала улицы Петрограда семечками. Но посмотрите документальные кадры того времени. И там не толпа, а организованные колонны полков и частей, расквартированных в столице. А бандитизм в городе, как известно, был спровоцирован Временным правительством, которое открыло двери тюрем настежь и выпустило не только политических, но и уголовных преступников. И когда придёт время Октября, то взятие власти будет настолько чётко организовано, что пройдет почти бескровно и без эксцессов…
***
Значение выдающейся личности, великой личности в истории, как это понимал уже Гегель, состоит в том, что эта личность угадывает направление движения Мирового Духа. А по-марксистски это значит, что человек схватывает основные противоречия в обществе и понимает пути их разрешения, он понимает потребности народа, умеет их выразить и дать народу лозунг и направление его действий. И народ должен быть для этого готов: революционная ситуация присутствовала и в Феврале, и в Октябре 1917-го, но «победил» Ленин.
Говорят, большевики распропагандировали народ вопреки его собственным потребностям. Но выдающимся «пропагандистом» был и Керенский, и в его руках был государственный пропагандистский аппарат, а народ за ним не пошёл, народ от него отвернулся так же, как и от царя. И у них никакого другого выхода не было, как уйти. И они ушли, их «ушли». Так решила история, так решил народ. Почему? – Вот это и надо понять. Задача мудрого, как учили нас древние греки, не плакать и не смеяться, а понимать.
Конечно, как говорят, худой мир лучше хорошей ссоры. Но чтобы мириться и объединяться, надо, как минимум, сказать Правду. А какая же в том правда, что Октябрьская революция расколола общество? Было как раз с точностью до наоборот. Общество сначала раскололось, а уже потом случилась революция. И раскололось оно не до Октября, а ещё до Февраля. А ещё раньше до 1905 года. Можно и дальше продолжать. Но ходить так далеко нет нужды. И не только революция следствие раскола общества, но и контрреволюция. И 1991-й, и побоище 1993 года тоже следствия раскола. И если говорить о единении, то надо говорить о единении уже после раскола 1993-го года. А вы, господа хорошие, об этом тихо помалкиваете, как будто и ничего не случилось в нашем благословенном обществе. Сначала народ ограбили, а теперь говорят: давай мириться.
И расстройство экономики тоже приписывают Октябрю. И здесь всё наоборот. Зависимость здесь опять-таки обратная: революция явилась следствием расстройства экономики и государственного управления. А общее правило таково: от хорошей жизни революции не происходят. Такого никогда и нигде не было.
Высшая точка развития российской экономики до Революции – 1913 год. В течение войны промышленное производство, кроме военного и сельского хозяйства, падало и в 1917 году составляло 64,5% от уровня 1913-го. Средняя зарплата упала до 53,9%. Производство вооружений росло до 1916 года. Но в 1917-м и оно упало. А зарплата и в военной отрасли упала до 74,8%.
С сельским хозяйством дело обстояло несколько иначе. В целом оно не падало, но крестьяне стали придерживать продукты для собственного потребления. Продуктовый рынок сужался. «Однако, – как пишет Р.А. Белоусов, – в 1917 году общая экономическая конъюнктура круто ухудшилась по всем параметрам. Как показало будущее, начавшийся спад удалось остановить только в 1921-1922 годах». (Белоусов Р.А. Экономическая история России: ХХ век. Книга 1. – М., 1999. – С. 331).
На общем фоне не выделялась и Белоруссия, являвшаяся в то время задворками империи. Составлявшие 86% всего населения сельские жители в среднем довольствовались потреблением в день 850 граммов зерна, 510 граммов картофеля, 60 граммов мяса и одного яйца в неделю.
Если учесть, что и этот объём распределялся не поровну, то не надо обладать слишком бурным воображением для оценки нищенского положения большей части граждан России того периода.
В 1922 году начинается восстановление промышленности. И в 1927 году был восстановлен уровень 1913-го. То есть, если брать от 22-го года, то всего за пять лет. Это сделали большевики. А либералы за более чем 25 лет после прихода к власти ничего подобного не смогли сделать, и «заграница» им не помогла. Но число олигархов, генералов и академиков росло по экспоненте.
В общем, это достаточно известные вещи. Но если извращается очевидное, то за этим очевидно кроются какие-то морально-идеологические соображения. Какие? – Умный поймёт. А либеральным идеологам говорить об этом бесполезно: им всё божья роса… Кстати, что грозило России, если… не победила бы Советская власть в Гражданской войне? Она стала бы колонией стран блока Антанты с гибелью миллионов людей и рабством оставшихся в живых, как предусматривал Гитлер в 1941 году, или как колониальная Индия в 1914 году. Таков ответ нынешним «кадетам» в РФ, размышляющим «Победила ли Россия в Гражданской войне?» и сетующим о «потоках крови» в ней (См.: Л.И. Ольштынский. Советский социализм. Книга 1. – М.: Издательство ИТРК, 2020. – С. 289).
Великий Октябрь предоставил прежде всего народам Российской империи возможность встать на путь социального равенства и братства, начать строительство общества, девизом которого являлся бы лозунг: «Человек человеку друг, товарищ и брат».
Советская власть благодаря сплошной грамотности подняла из глубинки и с окраин миллионы подобных мне молодых людей, вовлекла детей рабочих и крестьян во все сферы общественной деятельности.
В СССР бездомных и безработных не было. Квартиры получали бесплатно. Плата за жилищно-коммунальные услуги составляла не более 6,5 процента минимальной зарплаты и пенсии. Цены на общественный транспорт были предельно низкими. В городском транспорте самый дорогой билет – в метро – стоил 5 копеек! Медицина и образование были реально бесплатными. Студенты и аспиранты получали стипендии. Особенно серьёзные дотации выделялись из общественных фондов на детские товары и специальное детское питание. По важнейшим показателям качества жизни Советский Союз был в первой десятке стран, а по некоторым занимал первые и вторые места в мире. В 1950 году на долю стран социализма приходилось около 20 процентов объёма мировой промышленной продукции, а в 1981 году – уже более 40 процентов. Население социалистических стран составляло около 39 процентов жителей нашей планеты. Успешному развитию экономики в этих странах способствовало эффективное использование трудовых ресурсов (См.: Виктор Кожемяко. Наша революция. Век Октября. – М.: Алгоритм, 2017. – С. 138).
Принципы равноправия и самоопределения, введённые Великим Октябрём в национальные отношения, предопределили формирование могучего государства – Союза Советских Социалистических Республик, многие десятилетия являвшегося для всех трудящихся планеты символом свободы и равенства.
Новые социальные отношения раскрыли могучий потенциал советских людей. Советский народ за считанные десятилетия сумел вырвать свою страну из нищеты, культурного варварства и экономической отсталости и вывести на уровень супердержавы, мало в чём уступающей самому передовому империалистическому монстру – Соединённым Штатам Америки.
На этом пути СССР выдержал тяжелейшие испытания смертельной схватки с чумой 20-го века – немецким фашизмом, разгромил его и спас человечество от порабощения.
Пример государства, рождённого Великим Октябрём, стал ускорителем процесса распада колониальной системы, послужил толчком к возникновению других социалистических стран и формированию социалистического лагеря, оказал существенное влияние на утверждение важнейших социальных гарантий населению даже в ведущих империалистических державах.
Каждый год французы празднуют 14 июля, день взятия Бастилии. И эту дату отмечает всё прогрессивное человечество. Старик Гегель, которого считают идеологом королевско-прусской монархии, отмечал этот день бокалом любимого белого вина и называл Французскую революцию Великолепным восходом Солнца. И, несмотря на все последующие пертурбации, все символы Великой французской революции, гимн, флаг, орден Почётного легиона, остаются символами нынешней Французской республики, уже, кажется, Четвёртой. И французы гордятся своей историей. Мы же отреклись от всех революционных традиций, за исключением белорусов. Не только от Октября, но и от Февраля. И не только от Февраля, но и от народовольцев, и от Герцена, и от декабристов, которые «разбудили» Герцена. Говорят, не надо было его будить. А что нам от истории тогда остаётся? Романовы! Достоевский с Победоносцевым? Православие, самодержавие, народность?
… Да, Союзу ССР требовалось обновление, но… для этого не нашлось здоровых сил, прежде всего, в партии и её руководстве. Нас поразил упадок духа, двоемыслие, двоедушие, любовь к комфорту, к хрусталям, мебелям и норковым шубам. А кубинцы нашли в себе силы сохранить социалистический идеал, и китайцы нашли, потому что имели мудрых и авторитетных руководителей и не привыкли к комфорту…
Зрелая культура, по Шпенглеру, превращается в «цивилизацию», то есть во что-то формальное, окостеневшее. В начале ХХ века в моду входит дарвинизм, – не потому, что это наука, а потому, что из этой «науки» можно обосновать буржуазный индивидуализм.
Трагические события конца 80-х – начала 90-х годов, прервали движение советского народа по пути, начертанному Октябрьской революцией. Произошла реставрация капитализма, ставшая причиной распада Советского Союза. Откат имел место и во многих других социалистических странах.
Послеоктябрьский опыт дал огромный, требующий осмысления материал для оценки и самой революции, и её последствий, включая поражение социализма и реставрацию капитализма в Советском Союзе, странах Центральной и Восточной Европы. Становится всё более очевидным, что, несмотря на огромные достижения в развитии науки, техники, появление на наших глазах новейших технологий, глобализацию, капиталистический строй оказался неспособным решить ни одну из кардинальных проблем, стоящих перед человечеством, – покончить с периодическими кризисами, безработицей, социальной несправедливостью, катастрофическим углублением пропасти между богатыми государствами («золотым миллиардом») и большинством других, бедных стран, безудержной эксплуатацией человека и ресурсов природы, чреватой экологическими катастрофами, губительными последствиями для нынешнего и будущих поколений, предотвратить деградацию общественной морали, исключить войны из жизни общества.
Наблюдаемое сейчас возрастание в капиталистическом мире интереса к трудам Маркса (то, что на Западе называют «ренессансом Капитала»), конечно же, не является случайностью. В 2000 году Би-Би-Си был проведён всемирный опрос на тему: кого считать «человеком тысячелетия». По его результатам на первое место вышел Маркс.
В дискуссиях относительно судеб капитализма учавствуют не только учёные и политики, но и представители крупного капитала.
На состоявшемся в январе 2012 года Международном экономическом форуме в Давосе был проведён опрос, в ходе которого 70% его участников согласились с тем, что капиталистическая система «в беде». А в лондонской газете «The Financial Times» накануне форума была опубликована статья, ведущей мыслью которой было: «Люди перестали верить в капитализм: система провалилась».
Разумеется, речь идёт не о примитивном представлении, что капитализм вот-вот, чуть ли не с сегодня на завтра рухнет. Возможности самосохранения у него огромные. Идеологи и капитаны капиталистического мира после Октября 1917 года извлекли уроки из поражений. В их распоряжении – мощный репрессивный аппарат, который пускается в ход каждый раз, как только где-то возникает опасность буржуазному строю. Они взяли на вооружение и умело манипулируют привлекательными лозунгами демократии, свободы, защиты прав человека, борьбы против тоталитаризма. Этому подчинена деятельность огромного, оснащённого современнейшими средствами коммуникаций механизма оболванивания людей, учебных и воспитательных заведений, научных и псевдонаучных учреждений (типа пресловутых «институтов национальной памяти» в Украине, Польше, некоторых других странах).
Первостепенное внимание при этом уделяется искажению исторической правды, клевете на советское прошлое, социализм, на коммунистическую идеологию, на В.И. Ленина и И.В. Сталина. Прибегают к всевозможным фальсификациям, стремясь доказать, что «социализм в СССР проиграл экономическое соревнование с капитализмом». Особенно ярко кретинизм проявляется в рыночном бреду. Неолибералы требуют от государства «возвращения правил свободной конкуренции». Это же несусветный бред! Общеизвестно, что более века тому назад на смену свободному рынку пришла монополистская конкуренция. В итоге разразился мировой экономический кризис 1929-1930-х годов. С тех пор ради спасения капитализма по инициативе Ф. Рузвельта началось государственное регулирование экономики. Не прекращаются спекуляции вокруг имевших место в советской истории нарушений законности, потерь в голодные годы прошлого века.
В ходу – полуправда, которая опаснее откровенной лжи. Репрессии, нарушения, потери были. Но их масштабы многократно завышены. Замалчиваются исторические условия, в которых осуществлялось строительство социализма в СССР, острота классовой борьбы, в ходе которой решался вопрос: «Кто кого?» (См.: С.Н. Мареев. Указ. соч., С.44).
Рискну высказать личное мнение, что и наблюдаемое сейчас беспрецедентное обострение противостояния Запада и России, в которой также реставрирован капитализм, обусловленное прежде всего межимпериалистическими противоречиями, имеет в основе в немалой степени учёт деятелями Запада того обстоятельства, что в значительных слоях российского народа и сейчас сохранились приверженность идеям Октября, память о величайших завоеваниях социализма, прежде всего социальных.
В ХХ веке они послужили вдохновляющим примером для трудящихся Запада в борьбе за свои права. Теперь же, когда Советский Союз оказался разрушенным, а в России, других бывших советских социалистических республиках произошла реставрация капитализма, правящие круги западных стран также перешли в наступление на социальные завоевания своих граждан.
Весь послеоктябрьский опыт убедительно подтвердил справедливость ленинского предвидения, что дорога к социализму «никогда прямой не будет, она будет невероятно сложной» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 36. – С. 47).
«История вообще, история революций в частности, всегда богаче содержанием, разнообразнее, разностороннее, живее, «хитрее», чем воображают самые лучшие партии, самые сознательные авангарды наиболее передовых классов» (Там же. Т. 41. – С. 80). «… Революция мудрая, трудная и сложная наука…» (Там же. Т. 36. – С. 119).
Сказанное приводит к выводу, что восстановление и защита исторической правды о Великой Октябрьской социалистической революции, о героических свершениях советского народа под знаменем Октября, разоблачение фальсификаций и лжи, к которым прибегают всякого рода антисоветчики, антикоммунисты, особенно перерожденцы, выкресты из Компартии, – сегодня важнейшая наша задача.
Однако и сегодня дело Великой Октябрьской Социалистической Революции продолжается. Крепнут и развиваются, идя по пути социализма, народы Китая, Вьетнама, Северной Кореи, Кубы. Своими достижениями они и в настоящее время подтверждают идеи, ставшие знаменем Октябрьской Революции.
Не всё потеряно и народом Беларуси. Могучий экономический потенциал, созданный за годы Советской власти, позволяет нашему государству при всех трудностях современного периода оставаться в числе лидеров среди нынешних соседей по главным критериям человеческого развития.
… Без революции 1917 года, без её идеалов, без её сражений, щедро оплаченных кровью защитников и врагов Октября, мир был бы другим: менее человечным и социально бесперспективным. Великий Октябрь принёс белорусам реальную национальную государственность. И для нас, белорусов, социальный опыт определяет очень многое в сегодняшней политике и практике. Говоря об отношении к истории, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчёркивает: «Нельзя выдёргивать из истории то, что кажется нам сейчас с точки зрения политики выгодно, а остальное замалчивать. Будем пожинать плохие плоды». Согласие в обществе достигается в том случае, когда нет мироедов и обездоленных, когда земные блага люди получают по труду, а не по жульническому капиталу. Вот почему ещё долго в душах миллионов людей на планете Земля будут живы идеи Великого Октября, идеи социализма. Об этом свидетельствуют весь ход истории человеческой цивилизации! Не меркнет свет Великого Октября!