Продолжаем цикл статей о партизанах бригады им. Н. Гастелло – участниках освобождения Беларуси и Ошмянского района от немецко-фашистских захватчиков. Сегодня расскажу о судьбе еще одного героя. Не боюсь применять это слово к людям, которые, презрев все явные и тайные опасности, встали на путь борьбы с врагом — хищным, сильным, коварным, врагом явным и видимым и неявным и невидимым.
Листаю личные дела партизан–гастелловцев… Вчитываюсь в написанные собственноручно воспоминания рядовых партизан, командиров отделений, взводов, отрядов… — одно-второе, третье… Ловлю себя на мысли: из какого же теста были замешаны поколения, родившиеся в начале ХХ века? Ведь на их долю пришлись революции, гражданская, две мировые войны — сколько им пришлось перенести лишений, страданий, горя… И пройдя через все эти испытания, они смогли остаться Людьми.
На моем столе — личное дело Василия Васильевича Буровцева, сначала рядового бойца отряда имени Константина Заслонова партизанской бригады им. Н. Гастелло, затем (после гибели командира Сергея Александровича Кольцова) — командира отряда (с февраля по июль 1944 г.).
Василий Васильевич родился 27 декабря 1918 года в д. Бутяжи Шумнянского сельского Совета Витебского района Витебской области. В листке учета кадров он отмечает, что в 1927 г. семья переехала в Витебск, где отец работал рабочим на фанерной фабрике № 6. В Витебске Василий закончил 6 классов и в 1933 г. пошел работать на фабрику учеником столяра и без отрыва от производства обучался в школе в 7 классе. Окончив школу, продолжал работу на фабрике. В Витебске семья прожила до 1936 г., затем перебралась в Калининскую область, где родители и Василий устроились рабочими на Нелидовский фанерный завод № 11. 27 декабря 1935 г. юноша вступил в ряды ВЛКСМ, а 9 сентября 1938 г. Кимрским райвоенкоматом Калининской области был призван в ряды РККА. Служить отправился в Киев в полк связи. Здесь, окончив полковую школу, освоил разные специальности. В 1939 г. полк был включен в 12-ю армию и именовался 948-й бос. 18 сентября 1939 г. части этой армии участвовали в освободительном походе в Западную Украину, перешли реку Днестр у местечка Гусятин. Штаб армии разместился в г. Станиславов (ныне Иванофранковск) и оставался здесь до начала Великой Отечественной войны. Василий продолжал службу и учился – освоил курс противохимической защиты и получил новое назначение – инструктор химзащиты отдельного сборного взвода. Начало войны войска встретили на учебе в летних лагерях, из которых были отозваны буквально накануне начала боевых действий.
«На рассвете 22 июня 1941 г., — пишет в своих воспоминаниях Василий Васильевич, — мы поднялись в грохоте взрывов, в какой-то ужасной суматохе. К середине дня узнали о начале войны – по радио из выступления Молотова».
В начале июля советские войска под Уманью попали в окружение. В этом котле оказались и подразделения 12-й армии. Отход ее подразделений вначале начался организованно — от Станиславова к Гусятину под непрерывными бомбежками и атаками немецких танков. После переправы через Днестр с боями добрались до Винницы. У местечка Подвысокое командир полка приказал уничтожить отравляющие вещества, которые везли на специальных автомобилях, технику и орудия, для которых уже не было горючего и боеприпасов. Были сформированы небольшие группы, которым были даны указания на прорыв, указаны сборные пункты и время. Однако оказалось, что противник уже захватил переправу через реку Синяву около Первомайска. Группа бойцов, в которой оказался Василий, оврагами вышла из города, но напоролась на плотные цепи немцев, которые проводили облаву на рассыпавшиеся подразделения советских войск. Здесь он и его товарищи по оружию попали в плен. Содержались они на сборном пункте немецкой армии: три дня Василий провел в немецком плену, этого времени ему хватило, чтобы понять – надо бежать.
Во время этапирования в лагерь, удалось бежать. На его счастье, он встретил хорошего человека, который помог ему одеждой, продовольствием, документами, рассказал, как безопаснее дойти до Овруча – железнодорожного узла, от которого можно было попасть в Беларусь. А дальше начался долгий путь домой. Уже поздней осенью постучал он в дом своего дяди в деревне Стриги под Оршей, затем добрался до родной деревни Бутяжи. Здесь его принял еще один дядя, Иван, у которого он и остался, так как идти дальше уже не мог – прямо в бане стало плохо от голода, долгого нервного и физического напряжения. Молодость и уход сыграли на пользу — хозяйство дяди пополнилось работником, да и для всех сельчан он стал незаменимым помощником. В трудах и общении он узнавал людей, их стремление к борьбе с врагом.
К зиме в деревне образовалась небольшая группа подпольщиков, которая собирала оружие и боеприпасы, для того чтобы с наступлением тепла уйти в лес. Пришлось им столкнуться и с предательством – один из знакомых оказался полицаем, который выдал себя случайно. После этого они перепрятали свой арсенал, поменяли пароли, явки. Но опоздали. Попав в д. Антуса в полицейскую облаву, были окружены и арестованы. И здесь судьба смилостивилась – удалось сбежать во время перевозки на допрос в райцентр.
Во время блуждания по лесу наткнулся на группу вооруженных людей — это были партизаны Фёдорова. Так Василий Васильевич в мае 1942 г. влился в партизанское движение – стал диверсантом, ходил на железную дорогу – взрывали рельсы, портили другое оборудование, резали провода связи, вели разведку. Командование отряда отправило его на «большую землю», где он прошел проверку и обучение, после которого просил отправить его назад в Беларусь, чтобы сражаться с врагом. По распоряжению Штаба партизанского движения был включен в диверсионную группу под руководством Манохина.
В ночь на 17 марта 1943 г. на планерах первая часть отряда Манохина была переправлена в партизанскую зону, сели на аэродроме под Бегомлем, который немцы вскоре обнаружили и разбомбили. Дальнейшая деятельность группы Манохина проходила сначала на Витебской земле, затем была переброшена в Вилейскую область. Передвигаясь на новое место дислокации, группа росла за счет местных жителей. Так, осев на Вилейщине, группа была разделена с начала на три отряда, а затем на их базе образовалась бригада им. Н. Гастелло. В ней и воевал Василий Буровцев. Участвовал в боевых операциях на железнодорожных станциях Солы, Сморгонь, Ошмяны, Гудогай, а также в рейдах по территории Ошмянского, Сморгонского и Островецкого районов. О своих подвигах он скромно умалчивал. В его воспоминаниях преобладает слово «мы», но наградные листы, подписанные руководством бригады и Белорусского штаба партизанского движения, свидетельствуют и о личном мужестве, смелости, смекалке и умении воевать самого Василия Васильевича.
После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Василий Буровцев был оставлен в Ошмянском районе для организации восстановления разрушенного войной хозяйства и советского строя, деятельности предприятий и организаций, жизни населения края в мирных условиях. Работал в Ошмянском лесхозе, затем технологом возродившегося крахмального завода. В 1960-х годах вернулся на малую родину – в Витебск, где продолжал трудиться, вышел на пенсию. Вел активную общественную жизнь, переписку со своими сослуживцами – партизанами, командиром, краеведческим музеем.
Светлана ЧЕРНЯК, научный сотрудник Ошмянского районного краеведческого музея им. Ф.К. Богушевича.