30 лет суверенного пути

Местное управление События

Тридцать лет назад, в марте 1994-го, была принята первая Конституция суверенной Беларуси. А уже летом состоялись первые выборы Президента, победу в которых одержал Александр Лукашенко. Впереди был крайне сложный, тернистый путь построения сильного, независимого государства. За 30 лет Беларусь неузнаваемо преобразилась.

О том, на какие изменения обращают внимание наши земляки, мы спросили у ошмянцев.

Вероника Беняшевич, жительница деревни Новоселки:

— Память о войне играет важную роль в формировании исторической памяти народа. О важности сохранения исторической правды и памяти, в том числе и периода Великой Отечественной войны, у нас говорят много. И много делают. Ежегодно на Ошмянщине обновляются памятники землякам. В последние годы были обновлены памятные знаки на братской могиле в городском парке, в Краковке, Семерниках, Гродях, Жупранах. Наличие исторических памятников помогает нам осознать, что наша свобода и благополучие стоят дорого и мы должны ценить их. Очень важно чувствовать связь с предыдущими поколениями.

Говоря о необходимости сохранения исторической памяти, не могу не вспомнить о своем дедушке — Брониславе Станиславовиче Беняшевиче. В силу своего возраста (родился в 1932 году) он не был на войне, но именно по его проекту в Новоселках был возведен памятник воинам, погибшим в боях за Родину во время Великой Отечественной войны. Бронислав Станиславович всю свою жизнь преданно трудился на благо местного колхоза, был заведующим производственного участка колхоза «Рассвет». Награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Поэтому, считаю, что всем нам стоит помнить и беречь память о миллионах жертв, которые принесли советские люди в борьбе за свободу своей страны. Позиция государства по сохранению памятников солдатам Великой Отечественной войны принципиальна: подвиг народа должен жить в поколениях!

Андрей Зенкевич, старшина пограничной заставы «Каменный Лог»:

— В 2022 году Сморгонская пограничная группа отметила свое 30-летие. Я служу на границе уже 26 лет и могу с уверенностью сказать, что за эти годы произошли существенные изменения. Ведь охрана рубежей Отечества — один из приоритетов государственной политики. С тех пор прошла не одна модернизация, коснувшаяся как пограничной инфраструктуры в целом, так и совершенствования системы контроля. Безусловно, весьма ощутимой и заметной для всех стала реконструкция пункта пропуска «Каменный Лог», завершенная в 2002 году. С завершением реконструкции поста его пропускная способность увеличилась до 2060 автомобилей в сутки (1000 грузовых, 1000 легковых автомашин и 60 автобусов). Были созданы все условия для качественного и быстрого досмотра и таможенного оформления транспортных средств и грузовых отсеков. Один из крупнейших международных автодорожных пунктов пропуска был оборудован современной компьютерной техникой, которая регулярно обновляется.

Благодаря строительству транспортно-логистического центра в пункте пропуска «Каменный Лог» была открыта зона ожидания, где предусмотрена возможность электронного бронирования мест в очереди транспортных средств и дополнительные сервисы. Несколько лет назад отметили новоселье пограничный пост «Клевица», застава «Каменный Лог».

На службе у пограничников сегодня — самые современные инновационные технологии, которые позволяют качественно пресекать различного рода нарушения: большое количество электронных баз данных, усовершенствованная охрана, система цифрового видеонаблюдения, современная линия передачи данных, качественная радиосвязь и иные средства контроля.

Анастасия Новицкая, директор Ошмянского краеведческого музея им. Ф.К. Богушевича:

— Если говорить о сохранении историко-культурного наследия района, то нельзя не остановиться на той огромной работе, которая проведена на Гольшанском замке. За последние годы здесь укреплены арки и стены северо-западного и северно-восточного корпусов, отреставрирована северная башня, открыт филиал музея «Гольшанский замок».

Реставрация северной башни проведена за счет средств Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, Государственной программы «Культура Беларуси». За счет районного бюджета оборудован визит-центр.

На северо-восточном корпусе планируется представить так называемую «холодную экспозицию», где будут восстановлены отдельные элементы интерьера. Где-то мы сможем увидеть росписи на стенах, плитку пола, печи. Это будут фрагменты интерьера, но, учитывая, что эти стены сохранили отпечаток многочисленных перестроек и кирпич здесь используется преимущественно аутентичный, будет интересно.

Интерес к Гольшанскому замку с каждым годом растет. Такие мероприятия, как «Вечера у Софьи Гольшанской», «Купалле», фестиваль «Гольшанский замок» привлекают не только жителей района, но и всей республики, а также россиян, литовцев, поляков. В 2022 году замок посетили около 19 с половиной тысяч туристов, в 2023 — более 21 тысячи.

Дмитрий Варно, директор ОАО «Строитель»:

— За годы становления суверенного белорусского государства существенно преобразилась дорожная инфраструктура. Это заметно как на уровне района, так и по стране в целом.

Наш город с соседним Островцом и Белорусской АЭС, а если смотреть дальше, то и с магистралями Минск–Вильнюс и Вильнюс–Полоцк, связала современная Р52. Ее протяженность — около 50 километров. На выезде из Ошмян на месте пересечения новой дороги с трассой М7 построена удобная и современная двухуровневая развязка. Мы уже и забыли, что раньше в этом месте располагался небезопасный перекресток с круговым движением. Под землю в специальные туннели убрали и пешеходные переходы: вся развязка в ночное время освещена. Удобно и комфортно.

На трассе М7 в нашем районе было реконструировано несколько мостов, из последних — мостовые сооружения через реки Олянку и Понарку.

Во время командировок или путешествия по Беларуси, уверен, невозможно не оценить качество ряда автомобильных дорог — второй Минской кольцевой, которую называем МКАДом, М6, соединяющей Минск и Гродно, М4, которая связывает Минск и Могилев, М5 между Минском и Гомелем. И это при том, что глава государства всегда держит на повестке качество местных дорог. Думаю, ошмянцы заметили, что благодаря текущему и капитальному ремонту в нашем районе ежегодно обновляются десятки километров дорожного полотна, связующие артерии прокладываются в новом микрорайоне индивидуальной жилой застройки.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *