Разговор об аутизме с врачом-психотерапевтом, детским психиатром Ошмянской ЦРБ Юлией Шлыкович

Общество

По данным статистики, ежегодный рост детей с аутизмом в мире составляет 12 %. Проблема детского аутизма привлекает внимание специалистов различного профиля уже много десятилетий.
И хоть в области диагностики и клинического изучения расстройств аутистического спектра есть большие подвижки, много вопросов по-прежнему возникает при терапии и коррекции данных
нарушений, и неизвестны причины их появления. В преддверии Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма мы обратились к врачу-психотерапевту, детскому психиатру Ошмянской районной больницы Юлии Шлыкович.

— Юлия Валерьевна, почему в последние годы появляется все больше детей с расстройствами аутистического спектра?

— Дети с этим расстройством были и раньше, но им, если это была не грубая форма аутизма, чаще всего не ставили диагноз, а списывали на «странности ребенка», «особенности характера», устанавливали другие диагнозы. Но надо сказать, что сейчас существуют такие средовые условия, которые повышают риск развития аутизма у детей. Одним из них является цифровизация, которая ограничивает социальную коммуникацию, взаимодействие с живыми людьми, что так необходимо для правильного развития социального мозга. У детей с аутистическими расстройствами как раз и наблюдается искаженное развитие мозговых механизмов, связанных с социальным взаимодействием.
Кроме того, появились новые методы диагностики, позволяющие с большей точностью и в более раннем возрасте выявлять данные нарушения. Сегодня расстройства аутистического спектра выявляются в 1,5–2 года, но на самом деле он формируется гораздо раньше – по современным представлениям, уже на этапе внутриутробного развития. Искажение программы развития мозга связано с генетическими причинами — поиском того, какие именно гены могут быть задействованы в этих процессах, активно занимаются исследователи в разных странах. На текущем этапе выявление этого расстройства проводится только на основании поведенческих симптомов.

— В чем выражаются расстройства аутистического спектра у детей?

— Аутизм проявляется отсутствием способности к взаимодействию с окружающим миром, нарушениями общения. Самые ранние симптомы малозаметны, но они могут проявляться уже на 5-6 месяце жизни младенца. Так, полугодовалый ребенок в норме внимательно наблюдает за лицами людей, особенно лицом матери. Именно лица ребенок предпочтет другим стимулам, например, изображениям неодушевленных объектов. Ребенок с аутизмом не демонстрирует такого предпочтения. Или другой пример: как правило, типичный ребенок с интересом смотрит на то, на что смотрит его мама. И чем малыш становится старше, тем этот интерес проявляется ярче. У детей с аутизмом, к сожалению, наблюдается обратный процесс — время наблюдения за взглядом мамы у них уменьшается в период с 2 до 6 месяцев.
Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей. Им хорошо и уютно внутри себя. Любая необходимость контакта с другим человеком или людьми вызывает у них страх. Аутичные дети не умеют общаться, и их реакция на внешние воздействия парадоксальна с точки зрения других людей. Настойчивое стремление войти в контакт с таким ребенком может вызвать у него тревогу, страх, он может начать вести себя агрессивно по отношению к себе или к другим людям. Так как у аутичных детей нарушена способность к общению, то у них вызывают трудности все аспекты жизни, которые связаны с взаимодействием между людьми, эмоциями.
Аутичные дети стремятся сохранить неизменный, предсказуемый, устойчивый мир вокруг себя. Смена кроватки или постель с другим принтом, новые обои, изменение привычной одежды родителей может вызвать дискомфорт и бурную негативную реакцию.
Надо помнить, что потребность в общении у аутичных детей есть, просто они предпочитают быть «рядом», а не «вместе» с другими.

— Как лечить расстройства аутистического спектра, ведь это целый комплекс заболеваний?

— Вылечить полностью это заболевание нельзя, но можно скорректировать. Очень важно установить крепкое сотрудничество между специалистом и родителями, ведь у них одна цель — улучшить качество жизни ребенка. Основную роль в коррекции аутизма играет работа с педагогами и психологами, а также привлечение таких специалистов, как психиатр, невролог, психотерапевт, нейропсихолог, логопед-дефектолог, педиатр и другие. Не менее важна ежедневная работа родителей с ребенком. Лекарственная терапия тоже имеет место, но это второстепенно. Хочу особо подчеркнуть — чем раньше у ребенка диагностируют аутизм, тем больше шансов повысить качество его жизни, так как на самом раннем этапе заболевания можно многое поправить. Возможно, не удастся избавиться от каких-то особенностей, но ребенок будет обучаем, адаптирован к обществу. К сожалению, часто родители упускают этот начальный этап. Даже, когда они видят, что с ребенком что-то не так, они не спешат обращаться к врачу в надежде, что ребенок подрастет и его особенности пропадут.
— Куда необходимо обращаться родителям, которые заметили у своего ребенка особенности или отклонения развития и поведения?
— Прежде всего к врачу-педиатру, который предложит пройти скрининговый тест на наличие аутизма у детей раннего возраста, а также тест на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей в возрасте 3-5 лет. Родителям нужно ответить на вопросы, и по результатам определяется риск заболевания. Если этот риск высокий, педиатр направит ребенка к психиатру. Психиатр после осмотра и при наличии признаков расстройств аутистического спектра направит на дальнейшее обследование в профильную организацию здравоохранения: Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология», РНПЦ психического здоровья, где проведут диагностический тест ADOS-2.
В дальнейшем в зависимости от степени расстройства, сопутствующих заболеваний ребенку будут предложены наблюдение врачей и образовательные маршруты. Если нарушений интеллектуальной сферы не будет выявлено, ребенок сможет посещать общеобразовательное учреждение образования. При этом с ним обязательно должен находиться тьютор — наставник, работающий с учеником индивидуально в условиях школьного или домашнего обучения. При нарушениях интеллектуальной сферы дети чаще всего получают образование в ЦКРОиР. В настоящее время для детей с расстройствами аутистического спектра создаются реабилитационные центры, где дети получают комплексную помощь. Такие центры есть в Лиде и Гродно, Минской области.

— Как обращаться с аутичным ребенком в семье?

— Ребенка нужно безусловно принять таким, какой он есть, не пытаться изменить, а попытаться понять и помочь. Это родителям удается с огромным трудом. Часто приходится сначала помогать родителям.
Очень часто они не принимают диагноз ребенка, отрицают, считают появление такого ребенка наказанием для себя, усугубляя проблему своим личным неприятием. Или начинают выяснять, кто виноват в рождении такого ребенка, — в результате часто семьи распадаются. Добавьте к этому осуждение окружающих людей на улице, в транспорте, в магазине. В результате, родители чувствуют себя одинокими, отверженными, начинают стыдиться своего ребенка, стараются не появляться с ним в общественных местах.
Живя в такой нервной стрессовой обстановке, иногда испытывая безысходность, некоторые родители срываются на ребенке, а для успешной коррекционной работы с аутичными детьми очень важна доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому родителям необходимо создать в доме психологический комфорт и избавиться от некоторых стереотипов жизни. Прежде всего, перестать думать, что больной ребенок — это наказание за грехи. Не нужно все бросать, отказываться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвящать ребенку. Надо постараться быть счастливым, тогда проще будет помочь и ребенку.
— Спасибо за беседу.

Ирина БРАЗОВСКАЯ.
Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *