Чем привлекает район молодых педагогов, корреспонденту БЕЛТА рассказали в отделе образования Ошмянского райисполкома.
Целевое обучение и формирование высокого интереса к педагогическим профессиям среди учащихся местных школ считают в отделе образования райисполкома главными факторами, благодаря которым почти абсолютное большинство молодых учителей, отработав положенное время по распределению, не торопятся покидать свои учреждения образования и обживаются как в районном центре, так и в агрогородках, деревнях. Для большинства из них Ошмянщина — малая родина.
Как это работает, хорошо показывает статистика. К примеру, в прошлом году в Ошмянский район прибыли 37 молодых специалистов девяти учреждений высшего и среднего специального образования. На условиях целевой подготовки обучались 18 из них, 27 выпускников вернулись трудиться на малую родину. В два предыдущих года, в 2021 и 2022-м, все прибывшие молодые специалисты были уроженцами района. Таким образом, школы в основном обеспечены кадрами с местной пропиской.
«Считаем, что самым действенным механизмом закрепления педагогических кадров является обучение выпускников местных школ на условиях целевой подготовки, — отметила начальник отдела образования Ошмянского райисполкома Светлана Барковская. — С 2022 года целевые договоры заключают учреждения образования. В 2023 году изменились правила приема по целевым договорам, выпускники сдавали один вступительный экзамен в высшие учебные заведения, и одним из условий являлось наличие конкурса. В итоге в 2023 году в районе заключено 19 целевых договоров с высшими учреждениями образования. При этом предпочтение отдали востребованным в районе специальностям: биологии, начальному образованию, русскому и белорусскому языкам и литературе, психологии, спортивно-педагогической деятельности и ряду других».
Как пример целенаправленной работы по поступлению выпускников на педагогические специальности Светлана Барковская привела коллектив Кольчунской средней школы, где создан педагогический класс. Если в 2021 году по целевым договорам поступили четверо ее выпускников, в 2022-м — шестеро, то в 2023 году уже восемь выпускников выбрали целевое обучение. Ежегодно заключают договоры о целевой подготовке выпускники ошмянских средних школ №1 и №2.
«В районе созданы три педагогических класса: два в школах райцентра и один в Кольчунской СШ, — дополнила Светлана Барковская. — И более 60% ребят выбирают профессию учителя».
В договоры о целевой подготовке внесены дополнительные условия поддержки обучающихся и молодых специалистов: единовременные выплаты от 5 до 10 базовых величин для тех, кто продолжил работать в учреждении образования после отработки по распределению и заключил контракт не менее чем на 3 года, предоставление жилых помещений молодым специалистам. «Так, всем девяти прибывшим в 2023 году в район иногородним выпускникам предложили места в общежитии, — уточнила начальник отдела образования. — Семеро из них выбрали этот вариант и получили такую возможность».
Оказывается также содействие в получении льготных кредитов на приобретение домашнего имущества, товаров первой необходимости молодым учителям, которые начинают трудиться не по месту жительства родителей. Единовременные пособия в связи с переездом на работу в другую местность выплачены 27 молодым специалистам.
Освоить практическую сторону профессии молодым учителям помогают более пятидесяти наставников. Совершенствованию мастерства способствуют участие в работе филиала БГПУ, фестиваль «Педагог-мастер — молодому учителю». Начинающие учителя получают полноценную педагогическую нагрузку, для них устанавливается оптимальный режим труда и отдыха с учетом необходимости посещения учебно-методического кабинета, работы в библиотеке.
То, что такая система эффективна, говорят сами молодые специалисты, которые еще недавно сидели за партами. «У меня с детства был пример моих родителей — педагогов, — говорит молодая учительница биологии из Ошмян Юлия Дервис. — Сейчас уже сама работаю в этой школе и даже успела стать победителем конкурса «Успешный старт», занесена на доску почета молодых специалистов. В моем блоге «Записки училки» описываю свои эмоции, переживания непростого старта учительской карьеры».
В результате на протяжении пяти лет процент закрепления молодых специалистов в системе образования района после отработки двух лет остается на уровне 80% и выше, а в 2022-м все 100% молодых учителей, завершивших отработку, остались в районе. В 2023 году закрепляемость молодых специалистов, прибывших в 2021 году и уже отработавших положенные два года, сохраняется на стопроцентном уровне в ошмянской СШ №3, трех сельских школах и двух детсадах. Более пяти лет после прибытия по распределению трудятся на Ошмянщине 64% педагогов.