100 лет назад под Борунами погиб экипаж самолета «Илья Муромец»

Культура

25 сентября 1916 года, отражая атаку четырех немецких истребителей, героически погибли в воздушном бою летчики Дмитрий Макшеев, Митрофан Рахмин, Фаррух Гаибов и Олег Карпов, составлявшие экипаж самолета «Илья Муромец № 16» — лучшего бомбардировщика времен Первой мировой войны.

Судьба командира этого экипажа – Дмитрия Дмитриевича Макшеева –  удивительна. О нем и пойдет речь.

1.Maksheev-Dmitrij-Dmitrievich.-e1453643411993Родился будущий летчик 15 июля 1880 года в Вологодской губернии. Успешно выдержал экзамен на вольноопределяющего второго разряда (нижний чин Российской императорской армии) при Ярославском кадетском корпусе и вскоре его окончил.

1 октября 1901 года Дмитрий Макшеев поступил на службу рядовым в 11-й Фанагорийский гренадерский полк, расквартированный в Ярославле. Офицерский экзамен он сдал экстерном. Примерно в это время состоялось знакомство Дмитрия с будущей женой —  Евдокией Васильевной Кузнецовой. Познакомил молодого офицера с ней на одном из светских вечеров муж Евдокии Васильевны, генерал в отставке Владимир Савельевич Гущин.

В 1897 году у супругов Гущиных родился сын Борис, а Владимир Савельевич тяжело заболел. Любя жену и желая ей счастья, он  устроил ее знакомство с Дмитрием Макшеевым, который увлекся молодой красивой женщиной и стал часто бывать у них в доме. Молодой человек подарил Евдокии свою фотографию с надписью: «Милой Дусе дарит эту карточку на память тот, который всегда будет помнить памятные встречи».

В связи с болезнью Гущин написал прошение на Высочайшее имя, приложил справку о состоянии здоровья и добился развода с женой. Евдокия вышла замуж за Макшеева, а больной первый муж остался в новой семье. Это иногда вызывало ревность у Дмитрия, который очень любил свою жену, считая, что «среди всех женщин его Дуся – просто королева». Он не понимал, что со стороны Евдокии Васильевны по отношению к Владимиру Савельевичу нет ничего, кроме уважения, благодарности и заботы о больном человеке.

С 1903 по 1906 годы Дмитрий Макшеев несколько раз менял место службы. В августе 1905 он выдержал экзамен на чин прапорщика запаса армейской пехоты, а в июне 1906 года был переведен на место первой службы в город Ярославль.

В этом городе у супругов Макшеевых родились дети: Александра, Юрий и Антонина.

Из Ярославля семья переехала в Москву, когда туда был переведен полк Д.Д.Макшеева, а Борис остался вБезымянный Ярославле учиться в гимназии под надзором крестной матери. Именно здесь, в Москве, начала осуществляться заветная мечта Дмитрия Дмитриевича стать авиатором. Он поступил в императорское Московское общество воздухоплавания, которое было основано в 1910 году. Со следующего года данному обществу разрешили на базе частной школы авиации организовать подготовку и переподготовку военных летчиков и механиков. После окончания обучения в 1912 году Дмитрий Макшеев получил диплом летчика-испытателя. 15 декабря ему был присвоен чин подпоручика, а с 20 марта по 25 ноября 1913 года он продолжил обучение в авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы, получив затем звание младшего офицера авиационного отряда Гренадерского  корпуса.

Из-за службы Макшееву приходилось жить на расстоянии от семьи, которую он, безусловно, любил. Вот что, например, он писал старшей дочери Александре на обороте своей фотографии: «Дорогая Лелюшка. Как учишься? Я здоров и шлю тебе свою карточку. Вспоминай почаще и пиши. Учись хорошенько, слушайся и не  расстраивай мамочку, не ссорься с детками. Все ли здоровы, мои дорогие? Целую всех. Что у вас нового? Пока до свидания. Любящий твой папа». А вот письмо пасынку: «Дорогой Борис! Посылаю на память свою фотографию. Желаю тебе всего хорошего. Учись хорошенько, не расстраивай маму, будь хорошим сыном и братом. Я здоров. Пиши лишь почаще. Здесь очень приятно получать письма. Целую тебя. Остаюсь любящий тебя друг».

С начала Первой мировой войны Дмитрий Макшеев находился на фронте. Он летал на малых самолетах разных систем. 9 ноября 1914 года «за воздушные разведки» летчик был награжден орденом Святого Станислава 3 степени. До 15 мая 1915 года он совершил 27 боевых вылетов, пробыв в воздухе 39 часов 13 минут, не раз попадал в аварии. 1 мая 1915 года офицер был командирован в Севастопольскую военную школу, где сдал экзамен на военного летчика. С августа 1915 года Дмитрий Макшеев – младший офицер авиационного отряда. В ноябре он временно исполнял обязанности начальника этого отряда, а 17 декабря 1915 года был переведен в Эскадру Воздушных Кораблей.

Опытный военный летчик, полковник Р.Л.Нижевский, выделив Макшеева  среди других пилотов, подготовил его на командира воздушного корабля «Илья Муромец», минуя стажировку помощника командира.

16 марта 1916 года Дмитрий Макшеев был назначен командиром корабля «Илья Муромец № 16» в составе 3-го боевого отряда Эскадры Воздушных Кораблей под командованием капитана Иосифа Станиславовича Башко.

56_23

Для базирования отряда было выбрано местечко Станьково недалеко от Минска. Расположение отряда было хорошим. Молодые летчики имели возможность тренироваться на обширном и ровном аэродроме. Персонал отряда расположился в жилых помещениях.  Авиаторы жили в доме графини Ганской, палатки с самолетами находились за парком в поле. Все было хорошо замаскировано от германской авиации. Аэродром был прикрыт артиллерийской батареей. Были организованы мастерские, метеостанции и фотолаборатория.

Командиру воздушного корабля «Илья Муромец № 16» Макшееву удалось за короткий срок создать дружный  боевой союз из членов своего экипажа и специалистов наземного обслуживания. В экипаж вошли помощник командира поручик Митрофан Рахмин, артиллерийский офицер поручик Фаррух Гаибов и механик-пулеметчик Олег Карпов, а в группу специалистов – механик-инженер Кочергин и мотористы. Их слетанность в течение не особо продолжительной боевой работы позволяла понимать друг друга с полуслова.

От других летчиков Дмитрий Макшеев отличался смелостью действий и настойчивостью при выполнении заданий. Уже 15 апреля 1916 года «за воздушные разведки» он был награжден двумя орденами: Св.Станислава 2 степени и Св.Владимира 4 степени.

Отдавая себе отчет о риске каждого полета и словно чувствуя трагическую неизбежность, Дмитрий Дмитриевич послал жене с фронта  свою фотографию с надписью: «Дорогой моей Досюрочке от любящего Митки-летателя. Помни, моя милая, что я до гроба твой».

Дмитрий Дмитриевич Макшеев героически погиб 25 сентября 1916 года вместе со своим экипажем. В момент гибели ему было всего 36 лет.

О подвиге экипажа  самолета  «Илья Муромец № 16» писала вся общероссийская пресса. Одна из русских газет поместила портрет героя Макшеева, который  за боевые отличия имел почти все ордена, с подписью: «Поручик Дмитрий Дмитриевич Макшеев, летчик, командир воздушного корабля, погиб в воздушном бою 25 сентября 1916 года. Представлен к ордену Св.Георгия 4 ст.».

Узнав о гибели мужа, Евдокия Васильевна на какое-то время «ослепла» от горя и перестала верить в Бога. С тремя маленькими детьми (старшей из которых — Александре — было 11 лет), с пожилым и больным первым мужем на руках Евдокия Васильевна оказалась в очень тяжелом моральном состоянии. Перед революцией Гущин скончался, а семья Макшеевых оказалась в материальном отношении практически без всяких средств к существованию.

Детство детей героя прошло в нужде и тесноте. Евдокии Васильевне приходилось ходить стирать и убирать в состоятельные семьи буквально за прокисшую похлебку.  Жена офицера умерла в 1947 году от сердечного приступа. Несмотря на все тяготы и невзгоды, семья Макшеевых выстояла и сохранила память о героически погибшем родном человеке.

Героизм на войне… При этих словах в воображении появляется что-то яркое, неординарное, однозначно выбивающееся из общего ряда событий, невозможных в мирной жизни, но в то же время достаточно обыденных во время ведения боевых действий. В стихотворении Феликса Чуева говорится «не нужно завидовать летчикам –  летчик минутой живет», но и минуты хватит на яркий самоотверженный подвиг, который  не растворится во мраке истории, не исчезнет из памяти человеческой цивилизации.

Ольга ВИНЦЕЛОВИЧ,

научный сотрудник Ошмянского

краеведческого музея имени

Ф.К. Богушевича.



2 комментария по теме “100 лет назад под Борунами погиб экипаж самолета «Илья Муромец»

  1. Да уж, много счастья суверенной Беларуси принес «подвиг»(вы даже не пишите, в чем он заключается- погиб в неравном бою?) российского лётчика, воевавшего «за царя и Отечество». Во имя этих ценностей разорен российскими пушками наш Кревский замок. Для меня поучителен из той войны тот факт, что немцы ценили жизнь людей больше, чем россияне. Посмотрите- немецкие железобетонные укрепления стоят по сей день. И даже хоронили погибших с уважением- на каждой могиле опять же железобетонные кресты с именами погибших. Стоят по сей день.

  2. А что делал под Борунами бомбардировщик? Боруны что ли бомбил герой?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *